Данный вопрос возникает довольно часто у собственников бизнеса и руководителей предприятий. Так как, из-за внесенных изменений в Гражданский (ГКУ) и Хозяйственный кодексы Украины (ХКУ) от 30.10.2014, для юридических лиц печать для документов не является обязательной. Ранее юридические лица были обязаны скреплять договора и ряд других документов печатью (согласно ст. 207 ч.2 ГКУ).
Печать для документов
Давайте же рассмотрим эти проблемные вопросы, которые возникают время от времени, а также пути их решения.
Сегодня использования печати при ведении хозяйственной деятельности регулируется Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины «О банках и банковской деятельности», Законом Украины «О бухгалтерской деятельности и финансовой отчетности», постановлением НБУ «Об утверждении положения ведения кассовых операций в национальной валюте Украины» № 637 от 15.12.2004 г., положением «О документальном обеспечении бухгалтерских записей в бухгалтерском учете» № 88 от 24.05.1995 года, а также другими нормативными актами.
Значит, ГКУ, ХКУ говорят нам, что применение и изготовление печати дело добровольное и юридическим лицам вовсе не обязательно. Однако, в некоторых банковских документах печать таки необходима. Отсюда и вопрос: «Использовать печать или нет?»
Как быть с печатью предприятия?
- В случае, если печать уже была на предприятии до тех пор, пока не внесли изменения в законодательство, то ее можно использовать как раньше. Так как ее использование не является запрещенным.
- Если же на предприятии есть печать, от которой хотят отказаться, то нужно внести необходимые пункты по использованию печати в учредительные документы и Устав предприятия. Самым правильным будет составить инструкцию по делопроизводству, в которой будет четко указано: в каких документах печать необходима.
- Печать также используется и в случаях заверения копии документов. При составлении договоров есть острая необходимость указывать, заверяются ли они печатью, так как в противном случае, договор будет недействителен.
- Та же ситуация и с предприятиями, которые начали и проводят свою деятельность после внесения изменений в законодательство, т.е. без печати.
В конечном итоге, отмена законодательством для юридических лиц обязательного наличия печати создало массу противоречий.
Каковы могут быть последствия проверки контролирующими органами?
Контролирующие органы, при проверке хозяйственной деятельности предприятия, будут требовать заверение печатью определенных документов. А именно тех, которые по нормативным актам должны быть заверены печатью. Это может повлечь за собой ненужные конфликты, в том числе, и судебные споры. Также могут возникнуть проблемные ситуации о подтверждении полномочий лица, которое подписывает документ.
Исходя из этого, лучше всего иметь на предприятии печать, использовать ее при составлении документов, где она является обязательным атрибутом.
Советуем обратиться к нам за детальной консультацией по данному вопросу. Наши специалисты пристально следят за изменением законодательства и смогут Вам помочь разобраться в вопросах, касающихся использования печати, учитывая все юридические моменты.